Выдержки из резолюции международной конференции «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» Псков |
Проекты 2010 года | |
15.07.2013 16:15 | |
Выдержки из резолюции международной конференции «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» Псков 25 – 26 марта 2010 года. Выдержки из резолюции международной конференции «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» Псков 25 – 26 марта 2010 года. На конференции были представлены результаты работы 2-летнего проекта «Создание и развитие служб семейного сопровождения для детей с инвалидностью от 0 до 7 лет организациями гражданского общества в РФ», который осуществлялся в 3 регионах Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (IBPP) Европейского Союза. Партнеры по проекту: 1. Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» (Нижний Новгород) 2. Псковский региональный общественный Фонд поддержки инвалидов (Псков) 3. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии» (Владимир ) 4. Международная гуманитарная организация Андикап Энтернасьональ, Франция (представительство в РФ) В конференции приняли участие более 60 специалистов из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Владимира и Германии. Преамбула: Анализ национального законодательства РФ, определяющего права населения на социальную защиту ( от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), а также анализ федеральных норм по стандарту услуг, обеспечивающих эти права, дает основания утверждать, что они в достаточной мере учитывают объемы и индивидуальный запрос на социальную услугу в адрес семьи , имеющей ребенка с нарушениями развития без установления статуса инвалидности, или ребенка с инвалидностью. Вместе с тем, анализ реального положения дел в рамках практической работы по двухлетнему проекту создания модели Службы сопровождения ребенка с инвалидностью и его семьи во Владимирской, Псковской и Нижегородской областях в период с апреля 2008 года по апрель 2010 года выявил следующие системные проблемы:
При этом, уровнь такой поддержки в разных регионах существенно разнится, что нарушает конституционные права граждан на получение гарантированного объема и качества услуг, независимо от места проживания. Все перечисленные проблемы позволяют сделать вывод о том, что продекларированные права и нормы, а также регламенты их регулирующие, не обеспечивают качественные, доступные, комплексные услуги в адрес семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития. Участники конференции отмечают ряд причин, которые обусловили вышеназванные проблемы: 1. Концептуальное несовершенство социального законодательства в контексте современных подходов в понимании социальной природы инвалидности, отсутствие методологического аппарата при определении форм, финансовых механизмов и методических инструментов для оказания услуг, что повлекло за собой : - избыточность видов учреждений, направленных на решение одних задач, что закладывает проблемы координации , управления, недостаток кадров; - отсутствие ряда служб, которые востребованы на рынке социальных услуг; - отсутствие комплексного подхода и, как следствие, очень низкий уровень качественных показателей оказываемой помощи - отсутствие реального рынка социальных услуг, что ограничивает их доступность и возможность индивидуального подхода с учетом запроса клиента 2. Недостаточность и несогласованность нормативно-правовой базы, призванной обеспечить применение социального законодательства с учетом привлечения кадров и ресурсов системы образования, здравоохранения, культуры и других ведомств, что влечет за собой межведомственную разобщенность и создает проблемы при определении зон ответственности, содержании помощи и способах ее финансирования. Вместе с тем, результаты работы по проекту «Создание службы сопровождения семьи и ребенка в Псковском, Нижегородском и Владимирском регионах РФ» показали, что , используя новые подходы в оценке проблем семьи, межведомственное и междисциплинарное взаимодействие, можно достичь качественно иных результатов. Для организации серьезной комплексной работы в области семейного сопровождения с целью предупреждения инвалидности и профилактики социального сиротства, а также восполнения недостатка услуг, предоставляемых семье, в которой воспитывается ребенок с нарушениями психофизического развития, с учетом результатов модельного проекта, осуществленного в 3 регионах РФ, участники конференции предлагают : Для обеспечения применения формы «Служба сопровождения семьи и ребенка» с учетом междисциплинарного подхода
I. на региональном уровне:
1.1. Рабочей группе проекта - членам Межрегиональной Ассоциации в пилотных регионах с привлечением заинтересованных специалистов из региональных департаментов социального развития и образования разработать содержание понятия «Служба сопровождения». Срок исполнения – декабрь 2010 г. 1.2. Рабочей группе проекта в сотрудничестве с юристами Межрегиональной Ассоциации разработать пакет регламентов для обеспечения работы «Службы сопровождения» на региональном уровне. Срок исполнения – декабрь 2010 года. 1.3. Региональным членам Межрегиональной Ассоциации предложить пакет разработанных документов в региональные законодательные собрания для внесения изменений в региональные Законы и подзаконные акты. Срок исполнения – январь 2011 года.
II. На федеральном уровне:
2.1. Предложить Государственной Думе РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ рассмотреть целесообразность и необходимость введения термина «сопровождение» в социальное законодательство и нормативно-правовые акты. 2.2. Предложить Государственной Думе РФ внести в новый Закон об образовании положение об организации и содержании «Службы раннего вмешательства» ( данный вопрос обсуждается в профильном комитете на протяжении 6 лет). 2.2. Предложить Правительству РФ дополнить ГОСТ Р 5495 – 2005 по социальному обслуживанию населения в пункте 2.4 Категории клиентов социальной службы определением понятия семьи , имеющей в своем составе ребенка с ограниченными умственными и физическими возможностями (и/или ребенка-инвалида) Вариант : « Семья в трудной жизненной ситуации: семья , имеющая в своем составе ребенка с ограниченными умственными и физическими возможностями и/или ребенка-инвалида». 2.3. Рабочей группе проекта – членам Межрегиональной Ассоциации подготовить письмо в адрес Правительства РФ с указанием на правовой конфликт между ФЗ по социальному обслуживанию населения и Бюджетным и Налоговым кодексом страны. Противоречие в федеральном законодательстве не позволяет реализовать принципы рынка социальных услуг. Срок исполнения – ноябрь 2011 года. Оценивая в целом доступность и качество услуг в адрес детей и взрослых лиц с инвалидностью и их семей, а также в адрес других социально незащищенных групп населения, участники конференции считают важным и назревшим вопрос о разработке «Концепции модернизации системы социального обслуживания населения в РФ». Инновационный опыт НКО в сотрудничестве с региональными учреждениями социального обслуживания в различных регионах страны на протяжении последних 15 лет дает право утверждать, что система, которая строится на понятии «обслуживание» не может предложить качественных инструментов для предоставления комплексных услуг. Базовым понятием в новой Концепции должно стать понятие «сопровождение», которое позволит снять целый ряд противоречий, обеспечит механизмы межведомственного взаимодействия и поможет, в том числе, модернизировать систему социальных услуг в стране в контексте международных документов, которые ратифицированы РФ («Конвенция о правах человека ООН », «Конвенция о правах ребенка ООН», «Конвенция о правах инвалидов ООН»). Для разработки базовых предложений по «Концепции модернизации системы социального обслуживания населения в РФ» в адрес Президента и Правительства Российской Федерации в рамках настоящей конференции создана межрегиональная рабочая группа. Первые предложения для обсуждения всеми заинтересованными организациями и лицами должны быть внесены к 1 ноября 2010 года. Обмен информацией должна обеспечить Межрегиональная Ассоциация . По поручению рабочей группы проекта Исполнительный директор (Глава миссии) Андикап Энтернасьональ в РФ Марьяна Соколова. Примечание: данные материалы были отправлены в "Фонд поддержки детей , находящихся в трудной жизненной ситуации" и в Межфракционную группу по делам инвалидов Государственной Думы.
|