Главная Сопровождаемое проживание Формы проживания Квартиры Учебные дома и учебные квартиры, Владимир
Учебные дома и учебные квартиры, Владимир Печать E-mail
Квартиры
16.07.2013 16:00

Владимир, учебные дома и учебные квартиры

Пятнадцать лет назад Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет» начала помогать детям и молодым людям с ограниченными умственными возможностями, с тяжелой формой инвалидности. Пятнадцать лет назад была организована «Школа Жизни» для детей, которым на основании медико-психологопедагогической комиссии был поставлен диагноз «необучаемые». Эти ребята не посещали никакие школы, они находились дома, ничему не обучались. Тогда не пришло еще в нашу жизнь понятие «особенный ребенок», но мы относились к каждому ребенку, как к особенному, неповторимому и старались развивать в них самостоятельность. Учили их элементарному счету и умению делать покупки, чтению, письму, развитию речи и умению общаться, навыкам самообслуживания и аккуратности. Мы твердо были уверены, что «необучаемых» детей нет. Каждый ребенок может добиться многого при активной помощи взрослых. Результаты не заставили себя долго ждать: через 4 года обучения из 64 детей - 11 детям был снят статус «необучаемые», и эти ребята были зачислены в коррекционные школы 8 вида.

Владимир, учебные дома и учебные квартиры для молодых людей с тяжелыми умственными и психофизическими нарушениями в специальных  образовательных учреждениях и общественных организациях.  Опыт Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет».

Пятнадцать лет назад Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет» начала помогать детям и молодым людям с ограниченными умственными возможностями, с тяжелой формой инвалидности. Пятнадцать лет назад была организована «Школа Жизни» для детей, которым на основании медико-психологопедагогической комиссии был поставлен диагноз «необучаемые». Эти ребята не посещали никакие школы, они находились дома, ничему не обучались. Тогда не пришло еще в нашу жизнь понятие «особенный ребенок», но мы относились к каждому ребенку, как к особенному, неповторимому и старались развивать в них самостоятельность. Учили их элементарному счету и умению делать покупки, чтению, письму, развитию речи и умению общаться, навыкам самообслуживания и аккуратности. Мы твердо были уверены, что «необучаемых» детей нет. Каждый ребенок может добиться многого при активной помощи взрослых. Результаты не заставили себя долго ждать: через 4 года обучения из 64 детей - 11 детям был снят статус «необучаемые», и эти ребята были зачислены в коррекционные школы 8 вида.

Все другие ребята тоже научились очень многому:  кто-то научился застегать пуговицы и зашнуровывать ботинки, кто-то - чистить картошку и ходить  в магазин, пользоваться общественным транспортом и правильно переходить дорогу.

Ребята, ученики «Школы Жизни», подрастали,  а мы искали новые формы  обучения их самостоятельности. Так  родилась идея проведения летних выездных лагерей без родителей. В 1996 года  мы  начали проводить такие  смены социальной абилитации и интеграции под девизом «Я хочу научиться всё делать сам!» для 32 детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в лагере, где отдыхают 300   их здоровых сверстников. Программа проведения таких лагерей стала лауреатом конкурса вариативных программ комитета по делам молодежи РФ в 1998 году, победителем международного конкурса памяти Марии Поль Эисель за права детей в 1999 году.

В  нашей организации  молодые люди со сложной структурой дефекта занимаются в поддерживаемых мастерских, они обучаются швейному делу, ткачеству,  росписи по дереву и изготовлению поделок из муки и соли, компьютерной грамотности, полиграфическим работам, сельхозработам,   работам конюха и коновода по программе «Иппотерапия и Лечебная Верховая Езда»,  фитодизайну.  работам на благоустройстве города и др.

Многому научились наши ребята. А что же дальше? Как сложится их  жизнь без родителей? Какие формы развивать организации в плане обучения самостоятельности  наших детей?

Надежное и гарантированное государством обустройство  – помещение такого человека  в психо – неврологический интернат (ПНИ).  Это неплохая форма, если  в  интернатах будут созданы все условия для дальнейшего развития личности и индивидуальности человека,  будут работать трудовые мастерские, кружки для занятий творчеством. Но эта форма имеет несколько  больших недостатков, так как содержание одного человека в интернате обходится государству намного дороже, чем содержание в семье, и, конечно, система интернатов – это изоляция людей с инвалидностью от общества.

С 1 сентября 2005 года Ассоциация Родителей Детей- Инвалидов «Свет» начала новую программу для молодых людей с тяжелой формой инвалидности – обучение самостоятельному (поддерживаемому) проживанию в «учебной квартире». Ребята,  по два человека, под руководством педагогов сопровождения самостоятельно живут в отдельной квартире без родителей, учатся вести домашнее хозяйство: убираться в доме, готовить себе еду, стирать, делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию. Во время «учебного» проживания  они ходят на занятия, к ним в гости приходят их знакомые и друзья. Одним словом: обычная жизнь обычных людей. Для обучения самостоятельному проживанию  используется  2-х комнатная квартира со всеми удобствами и оборудованием.

АРДИ «Свет» разработала и  предлагает  родителям  выбирать для своих детей  (молодых людей)  следующие формы учебного проживания  с сопровождением:

  • дневное обучение проживанию с сопровождением:   с понедельника по субботу  с 8.30 до 18.00 час.  молодые люди обучаются  в АРДИ «Свет», в вечернее и ночное время проживают с родителями;
  • 2-х суточное обучение проживанию с сопровождением (суббота-понедельник): в субботу  молодые люди (по графику по два человека: два мальчика или две девушки)  приезжают в учебную квартиру, где их встречают педагогические работники. С момента приезда в течение 2-х суток участвуют в учебных мероприятиях, направленных на развитие у них самостоятельности в самообслуживании, бытовой, досуговой и прочей деятельности;
  • Недельное обучение проживанию с сопровождением: в период летних, осенних, весенних каникул молодые люди обучаются самостоятельному проживанию в течение 5-7 суток. Количество молодых людей со сложной структурой дефекта,  которые проживают в «учебных квартирах»  - 54 человека. У ребят 1 или 2 группа инвалидности,  почти все они  недееспособные. Возраст молодых людей, посещающих «Школу жизни», «учебные квартиры» от 17 до 35 лет.
  • С октября 2010 года АРДИ «Свет» начала   программу Месячного обучения проживанию с сопровождением:  в течение месяца в трех комнатной квартире проживают по четыре обучающихся с педагогом сопровождения. Молодые люди самостоятельно покупают продукты, готовят еду, оплачивают коммунальные платежи и т.д.  На сегодняшний день общее количество прошедших месячное  обучение в учебной квартире составляет 24  молодых человека с 1, 2 группой инвалидности, почти все они  недееспособные.

Эти формы обучения способствуют развитию молодых людей, показывают хорошие результаты в плане продвижения ребят, в приобретении ими социальных и бытовых умений, навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни и дают надежду их родителям на достойное будущее своих детей, в жизни которых не будет страшного слова ПНИ.

Для социализации детей из детских домов, коррекционных школ 8 вида, психоневрологических интернатов необходимо активнее вводить обучение самостоятельности в «учебных квартирах или учебных домах сельского типа».

Обучать детей самостоятельной жизни в коррекционных школах 8 вида можно в соответствии с типовым положением (Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. Школа имеет право разрабатывать программу и включить в свой компонент обучение самостоятельному проживанию, т.е. фактически расширить уроки СБО. Предусматривается создание классов, кабинетов, трудовых мастерских – таким «кабинетом» может быть учебная квартира.

Обучение самостоятельному проживанию может быть организовано и в психоневрологических интернатах (ПНИ), так как это учреждения социальной защиты, то они должны руководствоваться государственными стандартами социального обслуживания населения (ГОСТ Р52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг).

Согласно данному национальному стандарту, учреждения соц. обслуживания предоставляют соц. услуги в различных формах, в частности соц.-бытовые, медицинские, психологические, экономические, педагогические, правовые. Среди социально педагогических услуг есть и такие как: обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.); социально-педагогический патронаж, обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
Примеры положительного опыта обучения детей-сирот и детей с ограниченными умственными возможностями здоровья самостоятельной жизни в «учебных квартирах или домах» имеются во Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет», в Центре Лечебной Педагогики г. Псков,  в детском доме в Порхове Псковской области и в детском доме - психоневрологическом интернате в Петергофе.

 

Оксана Георгиевна Сторожук,
юрист, член Совета Владимирской  областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет».

Наталья Вадимовна Церерина,
педагог  дополнительного образования ВООО «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет», муниципального учреждения  «Молодежный центр» г.Владимира.

Любовь Ивановна Кац,
председатель совета Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет», член комиссии по правам человека Владимирской области.

 

ONLINE-консультация

Задать вопрос юристу Ассоциации

Школа правового самообразования

Начать обучение

Центр по оказанию юридической помощи

Инвалидность от А до Я: законодательство, образцы документов, вопрос-ответ

Контакты

Написать письмо

Адрес: 180002, г.Псков,
ул. Яна Райниса, д. 56

Тел. +7 (8112) 56-07-67,
факс +7 (8112) 74-35-24

Царев Андрей Михайлович,
Председатель Совета
tsam@yandex.ru

Марьяна Соколова,
Исполнительный директор
mariana.sokolova@yandex.ru
телефоны:
+7 (921) 507-88-50,
+7 (8112) 62-10-09

Юрист Ассоциации
yurist@as2006.ru

Счетчик посетителей

mod_vvisit_counterСегодня320
mod_vvisit_counterВчера320
mod_vvisit_counterНа этой неделе2776
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2978
mod_vvisit_counterВ этом месяце6500
mod_vvisit_counterВсего1068008

Сейчас на сайте: 7
Сегодня: 16 Декабря 2018