Учебные дома и учебные квартиры, Владимир |
Квартиры | |||
16.07.2013 16:00 | |||
Владимир, учебные дома и учебные квартирыПятнадцать лет назад Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет» начала помогать детям и молодым людям с ограниченными умственными возможностями, с тяжелой формой инвалидности. Пятнадцать лет назад была организована «Школа Жизни» для детей, которым на основании медико-психологопедагогической комиссии был поставлен диагноз «необучаемые». Эти ребята не посещали никакие школы, они находились дома, ничему не обучались. Тогда не пришло еще в нашу жизнь понятие «особенный ребенок», но мы относились к каждому ребенку, как к особенному, неповторимому и старались развивать в них самостоятельность. Учили их элементарному счету и умению делать покупки, чтению, письму, развитию речи и умению общаться, навыкам самообслуживания и аккуратности. Мы твердо были уверены, что «необучаемых» детей нет. Каждый ребенок может добиться многого при активной помощи взрослых. Результаты не заставили себя долго ждать: через 4 года обучения из 64 детей - 11 детям был снят статус «необучаемые», и эти ребята были зачислены в коррекционные школы 8 вида. Владимир, учебные дома и учебные квартиры для молодых людей с тяжелыми умственными и психофизическими нарушениями в специальных образовательных учреждениях и общественных организациях. Опыт Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет».Пятнадцать лет назад Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет» начала помогать детям и молодым людям с ограниченными умственными возможностями, с тяжелой формой инвалидности. Пятнадцать лет назад была организована «Школа Жизни» для детей, которым на основании медико-психологопедагогической комиссии был поставлен диагноз «необучаемые». Эти ребята не посещали никакие школы, они находились дома, ничему не обучались. Тогда не пришло еще в нашу жизнь понятие «особенный ребенок», но мы относились к каждому ребенку, как к особенному, неповторимому и старались развивать в них самостоятельность. Учили их элементарному счету и умению делать покупки, чтению, письму, развитию речи и умению общаться, навыкам самообслуживания и аккуратности. Мы твердо были уверены, что «необучаемых» детей нет. Каждый ребенок может добиться многого при активной помощи взрослых. Результаты не заставили себя долго ждать: через 4 года обучения из 64 детей - 11 детям был снят статус «необучаемые», и эти ребята были зачислены в коррекционные школы 8 вида. Все другие ребята тоже научились очень многому: кто-то научился застегать пуговицы и зашнуровывать ботинки, кто-то - чистить картошку и ходить в магазин, пользоваться общественным транспортом и правильно переходить дорогу. Ребята, ученики «Школы Жизни», подрастали, а мы искали новые формы обучения их самостоятельности. Так родилась идея проведения летних выездных лагерей без родителей. В 1996 года мы начали проводить такие смены социальной абилитации и интеграции под девизом «Я хочу научиться всё делать сам!» для 32 детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в лагере, где отдыхают 300 их здоровых сверстников. Программа проведения таких лагерей стала лауреатом конкурса вариативных программ комитета по делам молодежи РФ в 1998 году, победителем международного конкурса памяти Марии Поль Эисель за права детей в 1999 году. В нашей организации молодые люди со сложной структурой дефекта занимаются в поддерживаемых мастерских, они обучаются швейному делу, ткачеству, росписи по дереву и изготовлению поделок из муки и соли, компьютерной грамотности, полиграфическим работам, сельхозработам, работам конюха и коновода по программе «Иппотерапия и Лечебная Верховая Езда», фитодизайну. работам на благоустройстве города и др. Многому научились наши ребята. А что же дальше? Как сложится их жизнь без родителей? Какие формы развивать организации в плане обучения самостоятельности наших детей? Надежное и гарантированное государством обустройство – помещение такого человека в психо – неврологический интернат (ПНИ). Это неплохая форма, если в интернатах будут созданы все условия для дальнейшего развития личности и индивидуальности человека, будут работать трудовые мастерские, кружки для занятий творчеством. Но эта форма имеет несколько больших недостатков, так как содержание одного человека в интернате обходится государству намного дороже, чем содержание в семье, и, конечно, система интернатов – это изоляция людей с инвалидностью от общества. С 1 сентября 2005 года Ассоциация Родителей Детей- Инвалидов «Свет» начала новую программу для молодых людей с тяжелой формой инвалидности – обучение самостоятельному (поддерживаемому) проживанию в «учебной квартире». Ребята, по два человека, под руководством педагогов сопровождения самостоятельно живут в отдельной квартире без родителей, учатся вести домашнее хозяйство: убираться в доме, готовить себе еду, стирать, делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию. Во время «учебного» проживания они ходят на занятия, к ним в гости приходят их знакомые и друзья. Одним словом: обычная жизнь обычных людей. Для обучения самостоятельному проживанию используется 2-х комнатная квартира со всеми удобствами и оборудованием. АРДИ «Свет» разработала и предлагает родителям выбирать для своих детей (молодых людей) следующие формы учебного проживания с сопровождением:
Эти формы обучения способствуют развитию молодых людей, показывают хорошие результаты в плане продвижения ребят, в приобретении ими социальных и бытовых умений, навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни и дают надежду их родителям на достойное будущее своих детей, в жизни которых не будет страшного слова ПНИ. Для социализации детей из детских домов, коррекционных школ 8 вида, психоневрологических интернатов необходимо активнее вводить обучение самостоятельности в «учебных квартирах или учебных домах сельского типа». Обучать детей самостоятельной жизни в коррекционных школах 8 вида можно в соответствии с типовым положением (Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. Школа имеет право разрабатывать программу и включить в свой компонент обучение самостоятельному проживанию, т.е. фактически расширить уроки СБО. Предусматривается создание классов, кабинетов, трудовых мастерских – таким «кабинетом» может быть учебная квартира. Обучение самостоятельному проживанию может быть организовано и в психоневрологических интернатах (ПНИ), так как это учреждения социальной защиты, то они должны руководствоваться государственными стандартами социального обслуживания населения (ГОСТ Р52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг). Согласно данному национальному стандарту, учреждения соц. обслуживания предоставляют соц. услуги в различных формах, в частности соц.-бытовые, медицинские, психологические, экономические, педагогические, правовые. Среди социально педагогических услуг есть и такие как: обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.); социально-педагогический патронаж, обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
Оксана Георгиевна Сторожук, Наталья Вадимовна Церерина, Любовь Ивановна Кац,
|