Особенности общения с миром Печать
Общие новости
02.04.2013 00:00

Ежегодно в России появляется на свет все больше детей с нарушениями аутистического спектра (РАС), попросту называемых аутистами. По оценкам некоторых экспертов, каждый 50-й ребенок имеет подобные нарушения. Но сколько таких детей, точно не может сказать никто...

Особенности общения с миром

Ежегодно в России появляется на свет все больше детей с нарушениями аутистического спектра (РАС), попросту называемых аутистами. По оценкам некоторых экспертов, каждый 50-й ребенок имеет подобные нарушения. Но сколько таких детей, точно не может сказать никто — диапазон особенностей и состояний развития детей, имеющих нарушения аутистического спектра, настолько широк, что далеко не всегда ставится верный диагноз. Достоверный статистический учет детей с аутизмом в России также не ведется.

«Люди с нарушениями аутистического спектра имеют специфические потребности, зачастую, им не легко приспособиться к жизни в нашем обществе. Но вместе с тем, это талантливые и умственно развитые люди, некоторые из которых при своевременной и профессиональной помощи даже опережают в каких-то сферах своих здоровых сверстников», — заявила председатель Комиссии ОП по соцполитике Елена Тополева.

По самым скромным оценкам экспертов, сегодня нарушениями аутистического спектра страдают не менее 250-300 тысяч детей. Между тем, в России отсутствуют методики оказания комплексной помощи таким детям и их семьям. Как отмечали на слушаниях родители детей с РАС, воспитание ребенка требует от них полностью оставить работу, поскольку в стране лишь несколько специализированных детских садов и школ для детей-аутистов. Между тем, инклюзивное образование для большинства аутистов не подходит в силу особенностей заболевания.

К счастью, в новом законе «Об образовании» появилось упоминание об аутизме. Это заболевание включено в перечень нарушений развития, при которых допускается создание специальных образовательных учреждений. Однако, документов, определяющих условия открытия специализированных школ и официальных программ обучения детей с РАС до сих пор не существует.

Еще одна проблема — диагностика. Как отмечают эксперты, если диагностировать аутизм в течение первого года жизни ребенка и тут же приступить к профессиональной коррекции заболевания, то в будущем человек имеет шанс жить полноценной жизнью. Но в России не проводится соответствующих скрининговых обследований детей, и в результате болезнь выявляется, как правило, только в 4-5 лет.

Зачастую, в своих заключениях психологи, педагоги и медики, вместо РАС, ставят ребенку другие диагнозы: умственная отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, психопатоподобный синдром и другие. Происходит это, отчасти, потому, что в России по пальцам можно пересчитать квалифицированных психологов и дефектологов, которые бы хорошо разбирались в особенностях диагностики и коррекции нарушений аутистического спектра.

В Общественной палате подготовили рекомендации, призванные создать в России комплексную систему диагностики и помощи детям с РАС. В частности, в ОП предлагают создать региональные центры для работы с аутистами, а также специальные группы для детей с РАС в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, предлагается создать условия для профессионального обучения людей с нарушениями аутистического спектра, а также наладить раннюю диагностику данного заболевания в медицинских и образовательных учреждениях.

Общественники намерены обратиться в правительство с просьбой создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы помощи людям с РАС, в состав которой должны войти представители Минобрнауки, Минздрава, Минтрудсоцзащиты, медики, психологи, коррекционные педагоги, а также представители профильных родительских организаций.